четверг, 20 сентября 2012 г.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СОН

Флаг Гагарин 2 дв                                
         Некоторые живые организмы в неблагоприятных для жизнедеятельности условиях засыпают, входят в некое состояние похожее на смерть. Таким образом, в своих коконах, в своей летаргии они как бы ограждаются от опасной и непригодной для обменных процессов среды. Спрячка такая, как мы видим, некоторая форма адаптации. В идеологии происходит, видимо, подобное. Люди не могут выносить, не могут жить в «беспредельном идеологическом формате» и они прячутся в религии, в некий свой собственный деидеологизированный мирок. Они не хотят знать, что там происходит в реальности, им, их детям,  нужна лишь иллюзия их матрицы. Банде это в какой-то степени выгодно, тем боле, что жить по их либерально-гламурным лекалам подавляющее большинство людей всё равно не может. Это всё годится лишь для некой поверхностной, модно-шмотковой шоусферы, для реальной жизни это не подходит.  Но человеку это тоже неизбежно нужно, чтобы успокоить, устроить внутренний мир. Эдакий, как выразился Маркс, опиум, анестезия.  Но всё равно, как бы мы не прятались, как бы не обманывали себя насчёт «стабильности» нынешнего положения, хоть бы боковым зрением но замечаем, что в датском королевстве всё не так спокойно. Нужна идеология, нужны очертания «пути».


Уже в 60-70-х  это идейное здание рушилось. Оно было, но дети и простые люди верили в идею, а партийные начальники «верили» в неё лишь по политически-деловым соображениям.  Очень многие диссиденты были именно левыми. Даже, скорее всего, нынешние «звезды» либерального диссидентства начинали как леваки, только скрывают. Но дело даже и не в том, кто каким был.
Идеология социализма – это идеология общественного проекта. Идеология капитализма -  это идеология сохранения своего господства (всё остальное в этом проекте является служебным для главного пункта, таковым служебным также является и квазисоциализм). Так что на уровне развитости и изощренности борьбы социализма и антисоциализма всё зависит исключительно от внутренней мотивации«идеологического субъекта».
Общество проснётся в целом и существенно только тогда, когда будут оформлены дюжина-полторы концептов, способных  оживить тенденции, совместимые человеческой (включая внутренние потребности) жизнью.
Национализм, религиозный фундаментализм, честные выборы, частная гламурно-обывательская жизнь, спорт, КВН-ое хихикание, временно-локальные фестивально-биеннальные игры с покакушками, благотворительность, - всё это  в каких-то случаях «неплохо» как обучение, но если общая сверхзадача не определена (а именно этим и занимается «идеология»), то  наши «движухи» будут безуспешны, поскольку нас собственно сам «успех» как бы и не интересует.
Пентагон-ЦРУ  бил, бил яичко советской идеологии. Но добила её «мышка» в лице Мишки Горбачева с его с неверным по форме, но верным по существу оруженосцем Ельциным. Борька получил в ноябре 1987-го неожиданную харизму, и мировой капитал эту харизму у него банально выкупил.  
В общих чертах революционная задача момента заключена в очень простой вещи: должна появитьсяидеологическая сверхзадача в тех естественно слоях, где она может появиться (вряд ли таковая может появиться у Вексельберга, Прохорова, Эрнста, Медведева или какого-то очередного губернатора и полпреда). Эти слои сами вырабатывают эту идеологическую сверхзадачу, но посредством воспитания, влияния на тех, кто её конкретно предлагает, транслирует. Если перефразировать легендарное ленинское изречение: Дайте нам организацию революционеров — и мы перевернем Россию!  
То сейчас это должно звучать по-другому: «Нужны идеологи, создатели концептов, нужны её интерпретаторы, нужна трансляция…». Нужно научиться снимать-удалять всё то,  что затормозило идеологию (на сегодня можно говорить только о коммунистической идеологии, так как остальное или её довески или болезненное бла-бла). Есть иллюзия, что идеология потеряла популярность. Этого не может быть. Теряют популярность симулякры идеологии, настаивающие на своей  идейной первородности. Человеку не нужна ложь, которую он распознал, поэтому он склонен заснуть, чтобы не видеть и не знать, ведь отойдя от лжи брежевской, он попал в сети лжи горбачевско-ельцинской, и возникло представление, что ложь везде.  «Нет правды на земле, но нет её и выше»     
Это строки из трагедии Пушкина, но говорит сие не Пушкин, а Сальери
Так нередко случается с цитатами и литературными идеями, смысл их переворачивается. Пушкин показывает здесь, как отсутствие «правды», «царства в голове» у Сальери делает его преступником. Также профессор Преображенский в «Собачьем сердце» не есть герой, а есть антигерой, безумец и ворчливый сноб,  «создатель», а не антипод «Шарикова». И обаятельный Остап Бендер вовсе не обаятельный народный плутишка, а «комбинатор» из тех, что творили 37-ой год, 56-ой год, 91-ый  и 93-ий, прообраз Чубайса, Мавроди, всех прочих реформаторов-дерьмократоров.  
Если общество поставит перед собой цель – социализм, оно вполне может прийти к нему.
Если общество не поставит таковой цели, то оно будет предоставлено на волю волн и ветров, всех тех аппетитов и безумных замыслов, которые зреют у наших и зарубежных комбинаторов, политологических светил и амбициозных социальных композиторов, которые мечтают о том, о чём мы хорошо знаем и без Ромни.            

Комментариев нет: