Когда в марксизме говорится о классовости, о классовой установке, то говорится о сути. Класс это группа, но в отличие от сословий или профессиональных цехов», во-первых, большая, во-вторых, отличающаяся общностью интересов. Ленинское определение является классическим: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
Но всё же на «бытовом уровне» понятие класс сдвигается к словам токарь, фрезеровщик или рисует нам человека, занятого промышленном производстве. При этом можно мысль Маркса потерять. Понятие «класс» образовано понятиями «труд», «собственность», «общность интересов».
Почему возникло и зачем понадобилось это понятие? Принадлежность к классу, а порой ориентация на тот или иной класс ведёт к разным установкам, разному социальному поведению
Представители доклассового общества или так называемее «деклассированные элементы» индифферентны. Карьерист конформичен, он ориентирован на власть имущих либо на имущих средства производства. Прагматик активен, пассионарен, но мотив его активности в чистом виде связан с накоплением активов, денег, собственности и так далее. Такие установки либо охлаждают интерес человека к истине, либо его сильно модифицируют. Бюрократу знания нужны для его успешной карьеры, а капиталисту для приумножения доходов.
Но та установка, которая рождается рабочим классом, или как сейчас стали принято говорить классом «людей труда», ориентирует человека на интерес всего общества в целом, потому что только общий прогресс выгоден «людям труда».
Социальная мысль в этом отношении будет выстраиваться совершенно по-разному в зависимости от указанных социальных установок.
Имеет ли классовая установка отношение к установлению истины, или это всецело зависит от образования, осведомленности и таланта человека? Изучение феномена мышления показало, что мышление связано со знаковой деятельностью, речь в частности, сквозь призму изучения процессов мозга мышление предстаёт как «вторая сигнальная система», то есть, продукт коммуникации. Советский психолог Л. Выготский показал, что мысль есть интериорация сообщений-приказов, исходящих извне. Мышление всегда общественно даже если отдельный персонаж является оголтелым индивидуалистом и «эгоистом», его индивидуализм и эгоизм, сформированы в нем обществом. Принципиально десоциализированный, аутичный и нарциссичный человек не может быть развитой личностью, и тем более, социальная мысль такого человека не сможет быть адекватной.
Обычно, говоря об интеллигенции, помнят, что это в целом не класс, а «прослойка». Но это не значит, что «интеллигент» не имеет никакой классовой установки. Писатель-коммунист Андрей Платонов выразился образно: «Сколько классов, столько и интеллигенций». Если мы вспомним аристократов Тургенева, Чехова, Вудхауза, то оборатим внимания, что добрые, глупые бездельники. Пролетариат же, напротив, в целом, как большая группа жаждет получать образование самому, давать его своим детям, он социально открыт. Тогда как нувориши отгораживают себя фэйс-контролем. секретарями, швейцарами. как не сможет иметь адекватное понимание . Конечно же, в поиске истины возникает задача классовой ориентации. В самом общем смысле это происходит по факту: какой класс такая и ориентация. Но сознательно человек может быть ориентирован по-разному. Рабочие могут голосовать за своих мучителей и грабителей. Социальный учёный или философ, становясь на позиции «эксплуататорского класса» становится практически «политической проституткой».
Есть также «классическая формулировка», что рабочий класс сам не мод жжет выработать свою идеологию, а её вырабатывает марксисткая интеллигенция. В этой формуле есть лазейка для антимаркситской идеи «когнитариата», суть которой в том, что пролетариат-де уже не гегемон и на митинги не ходит, стачек не устраивает, а зажигают по блогеры да журналисты с инженеришками. Без той классовой установки, которая сознательно или бессознательно принадлежит пролетариату, адекватно социального понимания не произойдёт даже при великой эрудиции. Мы видели как высоко эрудированного, тщательно и долго изучавшего социальную проблематику С.Е. Кургиняна одним жестом дезавтровал и разбил довольно «рабоче-крестьянский» Удальцов. Стоило мудрецу, которому внимала вся левая и патриотическая Россия, заменить «пролетариат» на «когнитариат», как в ответственный момент этот «когнитариат» заменился на Суркова с Путиным - и вся харизма испарилась.
Не только пролетариату нужна идеология интеллигенции, сколько искателю истины нужна классовая установка пролетариата.
Можно эту установку уподобить зарядному устройству. Если математическая мысль, как мы видим на примере Григория Перельмана, может развиваться в очень уединенном состоянии. То социальная мысль без общества – это нонсенс. Это астрономия без звезд. Биология без флоры и без фауны. Рабочие из-за своего небольшого образования могут не знать биологии, не знать политэкономии Маркса, но принципиальные вопросы социального бытия они знают самым авторитетным образом, потому что они инсайдеры этого процесса. Они на своей шкуре и шкурах своих товарищей, сослуживцев и соседей знают, кто, кого и как эксплуатирует, знают мудрость мушкетеров «один за всех все за одного» не хуже мушкетеров.
Проблема общество-индивид согласно, например, социопсихологии Бориса Поршнева состоит не в борьбе общества и индивида, а в понимании, что личность либо есть проекция социума, либо, теряя социальные связи, становится «пациентом доктора Фрейда».
Но не всякий и не весь хоккей нам нужен, не всё и не всякое человечество, а лишь то, которое предполагает перспективу и даже само продолжение существования человечества. Империализм готовит войну и является именно агрессией, насилием,. войной, в том числе информационной. Ориентируясь на этот класс мы пожнем чудовищ невежества…
Кстати, это понимали не только социальные мыслители. Физик Альберт Эйнштейн, например, полагал следующее:
Комментариев нет:
Отправить комментарий