ЭГРЕГОРЫ СОЦИАЛИЗМА И ЛИЧНОСТЬ-Я.:
В то утро в Мавзолее был похоронен Сталин.
А вечер был обычен - прозрачен и хрустален.
Шагал я тихо, мерно
наедине с Москвой
и вот что думал, верно,
как парень с головой:
эпоха зрелищ кончена,
пришла эпоха хлеба.
Перекур объявлен
у штурмовавших небо.
Перемотать портянки
присел на час народ,
в своих ботинках спящий
невесть который год.
Нет, я не думал этого,
а думал я другое:
что вот он был - и нет его,
гиганта и героя.
На брошенный, оставленный
Москва похожа дом.
Как будем жить без Сталина?
Я посмотрел кругом:
Москва была не грустная,
Москва была пустая.
Нельзя грустить без устали.
Все до смерти устали.
Все спали, только дворники
неистово мели,
как будто рвали корни и
скребли из-под земли,
как будто выдирали из перезябшей почвы
его приказов окрик, его декретов почерк:
следы трехдневной смерти
и старые следы -
тридцатилетней власти
величья и беды.
Я шел все дальше, дальше,
и предо мной предстали
его дворцы, заводы -
все, что воздвигнул Сталин:
высотных зданий башни,
квадраты площадей...
Социализм был выстроен.
Поселим в нем людей.
ТЕОРИЯ ВСЕГО ЭТОГО ПОПОДРОБНЕЕ
В то утро в Мавзолее был похоронен Сталин.
А вечер был обычен - прозрачен и хрустален.
Шагал я тихо, мерно
наедине с Москвой
и вот что думал, верно,
как парень с головой:
эпоха зрелищ кончена,
пришла эпоха хлеба.
Перекур объявлен
у штурмовавших небо.
Перемотать портянки
присел на час народ,
в своих ботинках спящий
невесть который год.
Нет, я не думал этого,
а думал я другое:
что вот он был - и нет его,
гиганта и героя.
На брошенный, оставленный
Москва похожа дом.
Как будем жить без Сталина?
Я посмотрел кругом:
Москва была не грустная,
Москва была пустая.
Нельзя грустить без устали.
Все до смерти устали.
Все спали, только дворники
неистово мели,
как будто рвали корни и
скребли из-под земли,
как будто выдирали из перезябшей почвы
его приказов окрик, его декретов почерк:
следы трехдневной смерти
и старые следы -
тридцатилетней власти
величья и беды.
Я шел все дальше, дальше,
и предо мной предстали
его дворцы, заводы -
все, что воздвигнул Сталин:
высотных зданий башни,
квадраты площадей...
Социализм был выстроен.
Поселим в нем людей.
(Борис Слуцкий. Современные размышления.)
Известное стихотворение Бориса Слуцкого. Известными и зацепляющими собственно являются две последние строчки:
«Социализм был выстроен.
Поселим в нем людей».
Поселим в нем людей».
Слуцкий поэт «очень советский», но в его стихах немало антисталинизма, что впрочем не уравнивает его окуджаво-хрущевской дессиднёй. Отличие в том, что он, как говорится, «человек думающий», а также «коммунист по внутренним, осознанным эгрегорам». Он понимает, знает, верит в то, что он понимает под социализмом и коммунизмом. Но, наверное, ему и в страшном сне не могло приснится, что «заселение людей», окажется сопряжено с уничтожением социализма. Увы Окаджава и Ко, несмотря молнии сверкали, а гром гремел, так и не увидели или не захотели увидеть, что вместе с деконструкцией (сиречь, «перестройкой») социализма, «человек» тоже оказался не удел, оказался ещё более бездомным, чем в суровые годы сталинского правления.
«Тоже» и «ещё более» - даже мягко сказано. Даже сама риторика, что о человеке и личности ныне кажется, чем то нелепым, мечтательным, утопичным. Есть деньги, покупай себе коттедж. Нет, бери ипотеку. Не дают кредит на ипотеку – идинах. Со всеми иными «заселениями человека» и того проще.
Слуцкий, как и Маяковский, выражал свою неудовлетворенность казенщиной, формализмом, бюрократизмом, отсутствием или периферийностью развития самой личности в идеалах её коммунистических эгрегоров. «Люди-человеки» не были коммунистами внутри, хотя вокруг была советская, социалистическая «архитектура», не только сталинские высотки, но сам политический, экономический, идеологический и прочий мир советской цивилизации, победившей тех и этих.
Из нашего антикоммунистического далека видно, что беспкоится поэт насчёт несостыковки архитектуры социально-идеологических основ, несущих великих аттракторов и живой, движущей личности, нашего «я», «личности», человека». Слуцкий говорит о «личностном начале» в реальном социализме (это не блажь, потеря такового самая главная забота К. Маркса во многих его статьях, а может и во всех, эту проблему он называет «отчуждением», и коммунизм – это развитие всех во имя развития каждого).
Проблема же оказалась в том, что архитектура великих идей, которую можно назвать Социализмом со всеми его эгрегорами (примат общественного, пафос труда, уважение к человеку труда, возможность образования для всех и каждого, бесплатное образование и медицинское обслуживание, нетерпимость к эксплуатации человека, человеком, интернационализм, развитие общества на основе научного мировоззрения), оказалась противоположностью «человеку», который так и оставался Акакием Акакиевичем Башмачкиным.
Возникла такая оппозиционная пара Архитектура Великий Идей Социализма со всей выстроенной под руководством Сталина и партии советской реальностью и Человек-Личность, с его жаждой развития. Но это ложна оппозиция. Без великих эгрегоров личность рассыпается. Даже в перестроечной истории мы видели, что слом идей социализма приводил к тому, что люди искали иные эгрегоры: «светлые идеалы честных выборов», религиозные вершины, национальные и националистические, кто-то пытается влюбиться в НЛО, кто всё ещё хочет любить «Далекую великую Америку», ослепляя себя перед фактами её совершенно брутального и фашистского наступления на «человека» везде и повсюду. У кого не удаётся себя обмануть религией, Америкой и летающими тарелками, улетают к опиуму в прямом смысле, ищут сильных чувств в закаулках и подвалах, в микромире мещанского быта.
Великие идеи, великие победы, великие революции вовсе не третируют личность. Революция, Победа, Гагарин, Остров Свободы - всё это вдохновляет личность. А развал СССР, убийство Альенде и Каддафи они настолько угнетают, уничтожают перспективы роста личности, что многие люди просто боятся думать о том, что потерянный социализм, убитые Альенде и Каддафи несли именно то, что есть вековое чаяние, есть то, ч на основе чего только и может состоятся развитие его, как личности, как «человека» и стать основой его счастья, его состоятельности, его реализации. Болезненная ненависть к Социализму – страх, конвульсия разваливающейся личности, невротика, который свою «нераздельную любовь» пытается объяснить как в басне «Лиса и виноград», - значит она просто блядь, раз социализм свергнут, а Каддафи убит, значит «они плохо кончили», будем заселять людьми «гребанный олигархизм», да здравствует абрамович-прохоров-вексельберг с их фабержинными яйцами, с их «грёбанными фаберижнными яйцами».
Если мы даже- не то чтобы демонизируем, а просто игнорируем (с ленью и уныньем) Маркса, Ленина, Сталина, Фиделя, Че Гевару, Каддафи, Альенде, Мао и Дэн Сяопина, мы никогда не состоимся как личность. Мы будем обезличенными функциями жестокой машины, мы будем пушечным мясом, «хомячками» в нам непонятной политтехнологической игре. Мы кем-то, чем-то будем, но без нас. Мы проиграем все партии, какие только ни начнём.
Не правильна и та идея противоположности Великого Социалистического Эгрегора и Личности, которая наоборот: Че Гевара и Сталин - великие, а «личность» пусть идёт куда-нибудь туда, пусть не мешается. «Величие», коммунизм и социализм, со всеми их Марксами, Лениными и Сталиными велики только потому, что свергая власть «помещиков и капиталистов» дают простор для развития «меня». Теперь я – не «Башмачкин», не «член давнишний профсоюза». «Я – Гойя!». Они великие символы, великие аттракторы, величайшие эгрегоры, великий социализм, но в центре великого бытия нахожусь я, и это «Я» не сводится к ним и не является их вассалами. Даже такая старинная книжка как Библия учит, что ближних и даже согласно Библии такой самый главный эгрегор как Бог, можно и должно любить «как себя самого». Даже для истинно-божественной любви образцом-парадигмой является «я».
Недавно в журнале «Урал» (№8 2012) была опубликована подборка, посвященная поэту Роме Тягунову. И К. Патрушев, один из друзей Ромы, вспоминает, как Рома дразнил свою жену, которая обижалась, что он всё носится со своими стихами и уделяет мало внимания ей. И однажды (по мнению Патрушева) Рома написал такое стихотворение:
Милая моя,
Не строй из себя
Центр бытия.
В центре бытия
Нахожусь я.
Но так уж удачно получилось с этим стихотворением, что Костя Патрушев не только не понял смысла, но и перепутал автора. Это стихотворение написал не Рома, а я. Так что смысл даже усилился. Не Рома, не Ромина жена, не Патрушев в центре бытия, а я. Ещё и потому, что в нашем стихотворении говорится о постулировании «Я», оно всегда в центре. И великие люди, их великие идеи, великие победы и особенно исторически великие Победы являются теми главными рычагами, которые помогут такому «я» себя развить, реализовать, освободить от крепостной неволи и прочих Освенцимов. Даже все эти Окуджавы, Сванидзе, Кургиняны, они как-то прыгают, подпрыгивают на свой буржуазный лад в пыли и тени великого Маркса, Ленина, Сталина, великого СССР. Но чаще всего они не видят связи своего мелкотравчатого успеха с Лениным и Советским Союзом, не видят сколь ничтожно их «я», на каких вшивых диванах оно обретается. «О! – думает такой мелкобуржуазный квази-я, - Я – Филипп Киркоров, я бью по фейсу режиссеров по свету, я – великий сумасшедший артист». Эти артисты западают на очень третьестепенных эгрегорах, так что из них вырастают огородные невротические чучела. Если бы хотя бы четверть страны подсела бы на такой эгрегор, как Киркоров, нам кирдык. Но слава марксу-ленину, это не так.
Спасимарксо за то, что прочитали наше несовершенное раздумье.
ТЕОРИЯ ВСЕГО ЭТОГО ПОПОДРОБНЕЕ
Комментариев нет:
Отправить комментарий