Есть ли в России коммунисты? | Коммунисты Столицы
Есть ли в России коммунисты?
4 июля 2012 11:49
Тамара Девяткова
Тамара Девяткова
***
Не правда ли, странный вопрос — в то время, когда возобновляется деятельность коммунистической партии? В 1989 г. в пермской городской газете «Вечерняя Пермь» была опубликована моя статья «Как быть с идеей коммунизма», некоторые выдержки из которой цитировались в бывшем журнале «Коммунист». В то время, когда всеобщей критике подвергалась советская модель социализма, а построение коммунизма объявлялось утопией, но «бразды правления» еще крепко держала КПСС, появление этой статьи, да еще без редакционных правок я сокращений требовало от редакции большого мужества. Правда, один тезис все-таки был исключен — тот, где утверждалось, что быть членом партии и коммунистом далеко не одно и то же. А смысл статьи, если кратко, был в обосновании несоответствия названия коммунистической партии и ее сути, а также необходимости подхода к идеологии как к науке о законах развития общества, познания и использования этих законов. Однако КПСС тогда была занята более организационной перестройкой, ее лидер М.С.Горбачев призывал идти от реалий, перестраивая мышление и отказываясь от теоретизирования. Дискуссия по статье, возникшая после ее появления, и в которой не прозвучало ни одного парт-идеологического голоса, потихоньку угасла.
В начале 1990 года я написала заявление о выходе из КПСС, мотивируя это тем, что считаю себя коммунистом. Коммунистом остаюсь и по сей день, хотя членство даже в новой компартии возобновлять не буду и вот почему.
Я не знаю, есть ли в России коммунисты, даже более того, я не знаю, были ли они вообще, т.к. продолжав считать, что коммунист — это человек, не престо убежденный в правоте коммунистических идеалов, а совершенно отчетливо понимающий, что такое, собственно говоря, коммунизм — так же, например, как физик должен знать, что такое физика — на уровне профессионала, а не дилетанта. Вряд ли придет кому-то в голову называть физиком уборщицу физической лаборатории или человека, снабжающего лабораторию необходимыми материалами и оборудованием.
Итак, что же такое коммунизм — миф; наивная вера людей во всеобщее братство, справедливость и благоденствие; тоталитарное общество с все решающими и все программирующими «верхами»; набор идеологических догм — или строгая научная теория? Ограниченность размерами письма или газетной статьи заставляет меня, не останавливаясь на всех этих определениях, сразу перейти к последнему, ибо история развития человечества и человеческой мысли в познании окружающей действительности последовательно восходит от мифических представлений к осознанию объективных законов развития природы и общества. Чтобы стать теорией, учение должно пройти эмпирический и часто мучительный путь поиска истины, путь приобретении и потерь, чтобы от веры в стихийные силы природы и общественных событий прийти к конструктивному знанию, которое можно было бы использовать в практике: с одной стороны — однозначно, т.е. соответственно его сути, с другой — в многообразных формах, в зависимости от конкретных реальных условий — пространственных, временных, национальных, и т.д. и т.п.
Я хочу подчеркнуть обязательность конструктивности знания, выражающего истинную сущность объекта или процесса и, наконец, обязательность учета условий использования этого знания. Так, для того, чтобы построить храм, недостаточно самого горячего желания и самой исступленной веры. Недостаточно даже представлений — самых образных и красочных — о его внешнем и внутреннем облике. Необходим точный расчет конструкций и обоснование необходимого определенного материала — в нужном количестве и соответствующем качестве. Без такого расчета вместо храма можно создать только воздушные или, в лучшем случае, песчаные замки, которые разрушаются под действием самых малых усилий. А если к отсутствию объективного знания прибавить субъективные свойства характера «прорабов», то и вовсе вместо храма получаются то концлагеря, то базарные ряды, то поля сражений, то, прошу прощения, отхожие места. История нашей страны изобилует такими примерами; собственно, из них-то и состоит вся наша история после 1917-го, откуда явствует, что коммунизм так и не стал научной теорией — да простят меня ученые-марксисты, изучившие классиков от корки до корки, знающие не только, на какой странице, в каком контексте и что содержится, но и даже то, какой смысл в это вкладывали авторы произведений. Я ни в коем случае не хочу ни опровергать, ни упрекать самих классиков — дай Бог нам хоть каплю их умения логически мыслить! К примеру, несмотря на открытия Эйнштейна, в физике Ньютон остался грандиозной, не потерявшей значения, и сейчас фигурой. Но, ведь всем известно, что только одно знание законов, открытых великим Ньютоном не есть гарантия удачного запуска космических кораблей и т.п.
Доведение научного знания до теоретического уровня дает автоматически возможность его практического применения, и, наоборот, неудачи в практике — свидетельство либо недоработанности теории, либо ее отсутствия (конечно, при условии соблюдения всех прочих, необходимых требований). Создание теории в науке — самый сложный вид творческой деятельности, и чем сложнее объект, тем сложнее и эта задача, но, в то же время, — тем необходимее.
Все, произошедшее в нашей стране за ее советский период истории и происходящее сейчас, позволяет утверждать, что такая теория коммунизма так и не была создана, несмотря на имеющиеся предпосылки и возможности — научный потенциал марксизма, интеллектуальный потенциал России, появление коллективной, государственной — общенародной собственности. И более того, необходимость такой теории не была осознана теми, кто был обязан этим заниматься, хотя на словах значение теории признавали почти все. Так чьей же обязанностью это было? И кто и почему ее не выполнил?
Очевидно, что решение этой проблемы должна была возглавить и обеспечить коммунистическая партия, ибо именно она поставила себе целью построение справедливого общества с высочайшим уровнем научно-технического прогресса, гармоничным и свободным развитием каждой личности. Именно это написала на своих знаменах КПСС, и именно она не выполнила эту задачу. И если уж говорить о суде над КПСС, то судить ее надо не столько за то, что она делала, нарушая демократические принципы и права человека, сколько за то, чего она не только не сделала, но и не сочла необходимым сделать.
Да, партия не была однородной по составу. Да, разные люди и по разным причинам получали ее членский билет. Но по большому счету, если оценивать состав КПСС и ее роль в жизни, исходя из необходимости решения самой главной задачи, то можно условно разделить ее на три основные части, несущие разную ответственность за происходящее. Большая и основная масса членов КПСС по существу никогда не понимала ни значимости теории коммунизма, ни разницы между теорией и идеологической пропагандой. Эта масса людей тоже неоднородна. Среди них множество честных людей, которые шли в партию не ради привилегий, а потому, что свято верили в коммунистические идеалы, беззаветно защищали эти идеалы и страну социализма, трудились на ее благо, воспитывали молодежь в духе преданности идеалам справедливости, равенства, братства, претерпевали самые жестокие лишения и одержимо работали, работали, работали.
Я с огромным уважением и любовью отношусь к этим людям, именно они создали СССР, как великую державу, и именно им на Руси сейчас жить хуже всех. Как это ни парадоксально, эти люди продолжают жить согласно генетически заложенным традициям христианства, даже несмотря на их внешнее кажущееся безбожие. Благодаря их труду, энтузиазму и бескорыстию еще существует государство Россия, еще работают предприятия, еще ходят поезда, еще растет хлеб, еще не умерли наука и искусство, вопреки проводимым сейчас «реформам». И не их вина в том, что в их убежденности была вера, а не истинное знание. Но среди массы «рядовых коммунистов» были и такие, которые шли в партию из-за конъюнктурных соображений, вопреки своему мировоззрению. Такие тем более никогда не были коммунистами, для них членство в КПСС было средством выживания, если не физического, то профессионального, психологического и т.д. Они, возможно, когда-то изучали Маркса, но так, как делали почти все студенты наших советских вузов — не для того, чтобы знать, а затем, чтобы сдать. И сейчас они убеждают всех в ошибочности марксизма, воюя не с марксизмом, а со своими представлениями о нем и восторгаясь возможностью выразить с помощью прессы свои суждения, свободные от этики и попыток отыскать истину.
Меньшая часть КПСС — ее руководители от райкомов до ЦК во главе с генеральным секретарем. Они по своему статусу обязаны были хотя бы понимать необходимость создания теории. Однако их действия были направлены на абсолютное командование всеми видами производства, владение всеми видами привилегий и удержание всей полноты власти, и именно поэтому они менее всего были заинтересованы в познании истины. Впрочем, об этом уже написано очень много. Возглавляя КПСС, вплоть до последнего ее генсека, коммунистами они никогда не были и в коммунизм-то даже и не верили, паразитируя на вере народа в наступление светлого будущего. Усложнение государственно-экономического организма и незнание объективных законов ни развития этого организма, ни объективных законов управления им привело руководителей КПСС к «смене вех» — решению представить всем частям организма полную самостоятельность — выжить или уничтожиться, и тем самым снятию с себя ответственности за состояние экономики страны и ее культуры. Отсюда закономерен переход партийных лидеров в руководители коммерческих структур — это соответствует их некоммунистическому мировоззрению.
Разумеется, и здесь не обошлось без исключений, которые, как известно, лишь подтверждают правило. Вышедшие из среды честных, преданных коммунистическим идеям простых членов партии и стремящиеся соблюдать эти же принципы, занимая руководящие посты, либо, отторгались этой руководящей партсистемой, либо вынуждены были принимать «правила игры».
Наконец, третья — «творческая», идеологическая часть КПСС — ученые-обществоведы — были ли они коммунистами? Увы, и они не смогли ими стать ни объективно, ни субъективно. Объективно — эти ученые не смогли создать теорию коммунизма, не имея реального объекта, познание которого должно было бы вывести их на уровень конструктивной абстракции и от нее к практике, а потому были обречены на «ползучий эмпиризм». А субъективно — советская обществоведческая наука была занята тем, что подстраивалась под очередного генерального секретаря и «теоретически» обосновывала «основной закон социализма», «экономность экономики», «социализм с человеческим лицом» и т.д. Теперь эти ученые, за очень малым исключением, «обосновывают» прямо-противоположное — не только невозможность управления общественным развитием вообще, считая, что «любая ориентация на конкретную цель — это всегда ориентация на ограниченность», но и «системную реорганизацию (?) государственных предприятий». В «лучшем» случае они пытаются совместить несовместимое, определяя свободу как возможность «иметь силу (?) и способность располагать собой: вести свое дело сообразно своему пониманию и смыслу своего дела». Не столько поисками истины они озабочены, сколько сохранением себя и своего престижа философской элиты. И, в конечном счете, именно они, обществоведы, несут главную ответственность, т.к. отсутствие научной теории коммунизма объективно дало возможность партократии довести страну до грани развала, а пришедшей им на смену плутократии — усилить и довершить его.
Итак, развал социалистического лагеря, произошедший после семидесятилетних усилий советского народа продемонстрировать преимущества социализма перед капитализмом и перейти к построению коммунистического общества, развеял надежду на достижение такой цели и укрепил почти у всех людей убежденность в несостоятельности коммунистической идеи. Этому способствовал опыт развития наиболее преуспевающих капиталистических стран, которые проявили способность приспосабливаться к происходящим изменениям и достигать значительного прогресса в самых разных сферах человеческой деятельности. В этих условиях неконструктивный, явно устаревший лозунговый характер программ вновь создаваемых взамен прежней КПСС коммунистических и рабочих партий, не только не укрепляет, а наоборот, еще больше подрывает веру большинства людей в истинность коммунистической идеи, убеждая их в том, что в настоящее время, якобы, «альтернативы рынку нет».
Основной причиной создавшегося положения является отсутствие единой, органически-целостной теории управления обществом в условиях общественного производства, цель развития которого должна увязывать потребности каждого члена общества с возможностью развития самого общественного производства — в условиях ограниченности естественных ресурсов. Отсутствие такой теории обусловлено отставанием в своем развитии обществоведческой науки во главе с философией, которая на словах провозглашая ведущую роль в познании применения объективных законов диалектики, на деле ограничивалось обособленным, эмпирическим, подходом, основанном на произвольно применяемом принципе историзма. В свою очередь это явилось одновременно и причиной невыполнения КПСС своей основной функции; КПСС, объявив своей целью построение научно-обоснованного коммунистического общества, в своей практической деятельности стремилась любой ценой добиваться укрепления своей власти, подчиняя этому и обществоведение.
И, наконец, ответив на вопрос «почему это произошло?», можно сделать попытку ответить на другой — «что делать?», В настоящее время, когда все интенсивнее происходит реставрация капитализма, реанимация разновидностей КПСС будет обречена на неудачу, если лидеры новой коммунистической партии и ее творческое ядро не сумеют понять не только значимость теории, но и не осознают того, какова должна быть теория коммунизма и что такое теория вообще. Пока же в выступлениях новых «коммунистов», в программах разновидностей компартий есть только благие пожелания» что делает их весьма уязвимыми для критики. А это значит, что даже «обновленная» партия не будет поддержана основной частью общества, включая молодежь, интеллигенцию и даже рабочих, а ее социальной базой будут по-прежнему верующие, а не обладающие объективным знанием люди. И уж если КПСС, обладая всей полнотой власти, не смогла решить проблему управления развитием общества в коммунистическом направлении, то оппозиционной партии, опирающейся только на верующих, хотя и малоимущих и несправедливо обиженных, не дано сыграть решающую роль в преодолении продолжающегося развала экономики, нарастающего вала преступности, по существу умирания многонационального организма.
Жизненно необходимым является создание организации исследователей-единомышленников (а не единоверцев), способных довести развитие обществоведческой науки до уровня целостной методологии, необходимой для последовательного поэтапного преобразования существующих видов общественного производства в органически-целостное состояние, соответствующее понятию «коммунистическое». Наличие такой системы методологического знания позволит, во-первых, дать объективную оценку происходящих событий; во-вторых, определить так же объективно цель и пути развития общества; в третьих — перейти от лозунгов и призывов к практической реализации органически-целостного способа достижения цели. В этом, и только этом случае может быть создана коммунистическая партия нового типа, которая будет демонстрировать не укрепление своей власти, а создание условий, исключающих саму необходимость в какой-либо власти и практическую возможность создания общества в полном соответствии с законами диалектики общества, обеспечивающего каждому его члену подлинную свободу и возможности полной реализации его творческих способностей в условиях ограничений, обусловленных природными возможностями сохранения и возобновления естественных ресурсов земного шара.
Мне хочется процитировать известного шведского ученого-эколога Рольфа Эдберга: «Мы достигли точки, когда все вопросы существования нашего рода надлежит рассматривать с учетом предельной нагрузки, которую может выдержать планета… Учет возможностей планеты требует прежде всего нового технологического мышления. Технология в действии отражает общественный уклад. Выбор технологии равен выбору общества. Новая технология требует общества, основанного на иных, новых приоритетах… Мы не можем полагаться на смутные предположения и недостаточные знания». И еще: «Осознать величину нашего неведения — уже важное достижение. Нам следует искать спасения не в ограничении поиска, а в новом знании. Ограниченное знание рождает самомнение». Поэтому, если человечество надеется на выживание, то оно должно (и дай Бог, чтоб это не случилось слишком поздно) прийти к выводу о том, что коммунизму альтернативы нет; коммунизму, которого не только еще не было, но и представления о котором до сих пор отсутствует.
Отсюда вытекает особый характер коммунистической партии в отличие от всех других партий, отражающих и защищающих чьи-либо частные интересы. Партия коммунистов должна быть партией знания объективных законов развития природы и общества, а посему партией всего разумного человечества. Путь к этому знанию слишком тернист, но мы должны спешить в его преодолении, другой Земли и другой жизни у нас нет.
Так есть ли в России коммунисты?
Комментариев нет:
Отправить комментарий