четверг, 23 августа 2012 г.

РАЗВИВАЯ ТЕМУ: УНИКАЛЬНОСТЬ ЭТНОСА «СОВЕТСКИЙ НАРОД».

РАЗВИВАЯ ТЕМУ: УНИКАЛЬНОСТЬ ЭТНОСА «СОВЕТСКИЙ НАРОД».:  икона советск святойЦЦww
                       
Мы поговорим не только об уникальности, но и о сегодняшнем состоянии  этого социального  образования «советский  человек».  Существует политтехнологиченская  заморочка, что Хомо Советикус   «вымирающий вид» и его не станет («Ура наконец-то!»  - вопят самые карикатурные либерасты), когда в мир иной уйдут советские пенсионеры.
                Уже сам тот  факт, что злоба, ненависть, презрение и хула обрушиваются на простых людей,  славных,  наивных, работящих, добродушных, простых  и небогатых, вызывает подозрение, что  природа этой ненависти очень нездоровая, очень фашистская, очень  человеконенавистническая, претендующая на избранность и некое расово-классовое превосходство.
                Автор термина «хомо советикус» , спустя некоторое время после того,  как «хомо антисоветикус»  восторжествовал, захватив власть в бывшем СССР, назвал СССР «сверхобществом».  Не вполне мы уверены,  что Александр Зиновьев сполна философски разобрался во всем и вся, но достаточно того, что он, побывав, точнее пожив на Западе, понял, что  он кардинально был не прав в своей критики советского человека. Он видел нечто бытовое, разное, несовершенное (поскольку совершенного-то и быть не может), но не увидел чего-то такого, что советский человек не  может увидеть, как и рыба не может понять, что такое океан и вода. И лишь за пределами воды рыба понимает, что это такое. Лишь вне СССР в пространстве ли, во времени можно было понять, что такое СССР и советский человек.
            Советский человек – это своеобразный народ-этнос.  Уникальность этого этноса в том, что свою идентичность он  главным образом строил не на преданьях своей  милой старины.


«Идеологическая культурная матрица «советского человека» строилась на глобальной открытость, космичности, интернационализме, «всечеловечности».  И перспективе будущего и не просто  будущего своего народа, а всего человечества. Другого такого народа нет. Другие  социалистические народы исповедуют ментальность очень близкую «советской», но китайцы - всё же очень китайцы, очень любят есть палочками, очень любят иероглифы, кунфу и  тайконафтику (то есть, китайский социализм – непременно китайский),  а латиноамериканские коммунисты  неизбежно обладают духом освободительной, антиколониальной борьбы, инакости своей полуиндейской-полуиспанской  расы от  империалистической расы гринго.
             Советский человек – это человек вообще.  Такова «догма» советского этноса. Все 15 республик – братские. Все социалистические страны – братские. Все три юноши на  первомайских плакатах (негр, китаец, белый) равны и едины.  «Националиста» это шокирует, тем не менее, человек, это  именно  вторая сигнальная система, порождаемая  ей  культура, как адаптивная система человеческого вида. Этническая вражда – конечно же, атавизм.  Об этом пел Маяковский, говоря о мире «без Россией и Латвий». Об этом пел Высоцкий , сокрушаясь о «делении на своих и врагов».   Упрощенно говоря между понятиями «советский человек» и «хомо сапиенс» почти нет зазора.
           «Советский человек» - это уникальная религия. Религия мировая,  универсальная, научная.  Всё это уникально. Ислам, Христианство, Буддизм не являются мировыми – они региональны, сам факт, что этих «мировых» религий несколько,  говорит о том, что они не мирровые. Они бесспорно имеют множество универсальных ценностных учений и составляющих. Но всё же  все эти «исторические религии» опутаны ритуалами, предрассудками, двусмысленностями,  мифами,   склонностью к ксенофобии,  ортодоксальности, консервативности, мракобесию.  Но коммунизм советского человека именно универсален, марксистские обряды принципиально второстепенны. Как и всякое учение марксизм может покрыться хрестоматийным глянцем,  забронзоветь, но такая «бронза» всегда будет очень хрупкой, потому что само учение указывает на науку, исторический и опытный анализ.   Религия берущая в свой пантеон науку вовсе не парадокс. Религия вовсе не всегда враждовала с наукой. Продолжительное время религия даже не знала, что такое наука. Долгое время сами монахи спокойно занимались научными изысканиями. Конфликт науки и религии – один из эпизодов социального кризиса в христианской  Европе. Религия – это  своеобразная азбука культуры.  В разных культурных институтах   есть свой сегмент постулатов-аксиом-традиций, который функционально устроен также как религия.  Буквы алфавита, привила правописания,  базовый курс средней школы и отдельных дисциплин не обсуждаются, а принимаются.
                Советский человек – это человек, чей взгляд на мир строится на научном мировоззрении.  «Страна героев, страна мечтателей, страна ученых».   Это не фраза. Эпос советского человека: индустриализация, победа советского оружия, ВДНХ, покорение Космоса, дебаты физиков с лириками. Конечно, далеко, не каждый, и даже очень немногие советские люди  обладали широким научным знанием,  но мировоззрение широких масс  строилось на научной философии.
                Советский человек , сколь бы скептичным ни было  отношение к слогану «самая читающая страна», был и есть  самый сложный в интеллектуальном отношении тип человека. Религия в СССР была принципиально заменена  атеистическим  научным мировоззрением, и далее нужно увидеть всю грандиозную и уникальную панораму:  система образования, советское кино, советская литература с её очень продуманными секторами детской литературы, толстыми журналами, Союзом писателей,  Советским очень разнообразным и сложным кино, театральной  традицией (Станиславский и т.д.), Системой музеев, картинных галерей, Дворцов и Домов Культуры, кинотеатров и кинопередвижек, уникальная  система высшего образования, Академия Наук. И всё это не было кастой избранных. Интеллектуальная элита в разы более активно аккумулировала  таланты отовсюду. И это не было безрезультатно, это было результативно.
               Советский человек также ориентируется на максимально высокую ценностную матрицу.   Официальная ценностная система США,   даже если упустить такие ценности как Рембо,  помощь фашистким режимам вроде Пиночетовского  (сравните  хунту ГКЧП  с «пиночетовской хунтой»). А эту, восхищение госпожи Клинтон убийством Каддафи,  двух миллионов вьетнамцев, есть некая «американская мечта» ,  которая может быть сравнима с мечтой советского маргинального обывателя о полном холодильнике, даче, машине и импортных шмотках («бабу и пожрать от пуза»).  Американская мечта  -  песнь  «хомячкового» потребителя, которому полицейский объявляет его право обратиться к адвокату.  Космос  индийца, китайца, араба также  понимает ценности  в ряде мест очень близоруко.   Отметим, что  «советский человек» не вполне совпадает и с досоветским. Даже прогрессивная народная культура 19 века  гомогенно и своя советскому человеку, только потому что он фильтрует её через свои «советские» очки, не замечая, я что и Пушкин был барин, и Чехов  в своих интеллигентских ирониях не выходил к каким-либо «Туманностям Андромеды» и тем подвигам, который советские люди массово совершали во время «Второй мировой войны» в тылу и на фронте.  Чехов при всей своей виртуозности – это классика-классицизм, сатира в адрес «вечных» типов.  Его Городничий, Беликов, Пришибеев – родственники Тортюфу и Ко.   
                Ценностный мир советского человека - особая тема, требующая детального исследования. Но есть ли такая же «шкала ценностей» и у других народов?  Общий быстрый взгляд на проблему показывает, что нигде больше такой  ценностной шкалы нет.
             Важнее разобраться с другим. Продолжает ли своё развитие «советский человек» или  «вымирает» на радость Боровому с Новодворской (которые надо сказать, тоже минимум продукт советского быта, и  являются некоторыми болезненными  формами  потери советским человеком самого себя).
           С распадом СССР наряду с множеством потерь советский человек получил и несколько толчков, стимулирующих его развитие.
а) исчезла квазидоминанта советского человека - «госсобственность» и «руководящая роль компартии», во главе которой, как это выяснилось совершенно определенно, оказались «некоммунисты», 
б) уйдя в историческое прошлое «СССР» как феномен  принял очищенную форму,
в) советские люди, сомневающиеся в «самих себе»  получили  опыт для сравнения «советского быта» и «быта капиталистически-либерального»,
г) поражения советского социализма  заставило «советских людей» думать и  включить «диалектику  исторического пересмотра», чего они раньше не могли делать решительным образом.
                Идеей советского человека активно заинтересовался центр С.Е. Кургиняна.  Но Кургинян  рассматривает «советского человека», в свете расширенного национализма.  Иногда аккуратно, а иногда не очень аккуратно игнорирует классовый принцип.  Его позиция, видимо, несколько сбивает с толку как левых, так и правых, так что  и первые принимают его за своего,   а правые принимают за чужого, тогда как он «правый» самого многозвездочного  образца.  Он хвалит Зюганова и КПРов, поругивает Путина и Кремль на входе одеваясь очень радикально и оппозиционно, но на выходе при практическом действии, он «испепеляет» Зюганова с  его КПРами и призывает  принять «проблемного, бандитского» Путина, как меньше в сравнении с Немцовым и Ксюшей Собчак зло.   Даже некоторые члены КПРФ поглатывают эту «пиарную»  комедь  «героического левака Ервандыча» за чистую монету, как адепты Мавроди, верующие в свои баснословные обогащения по милости их доброго друга,  гениального МММщика. 
                «Советский человек» без классовой философии, без гуманизма, строго научного взгляда на историю,  без  практической реализации,  может стать таким же невротиком  как антисоветский человек,  как и «русичи- славяне православные, арии-инглинги  стародавние».
              Тот  реальный исторический «советский человек», конечно, отступает, как  «богатыри» 1812 и 1941 годов,  но как и тогда, он осуществляет трансформацию, внутреннюю перегруппировку.  Он не «дурачок»,  не «бабки-дедки у памятника Ленину».  Всегда есть люди недалёкие, старомодные, простые. Но суть «советского человека» очень, как мы показали,  нетривиальная, чтобы её проглотил дурачок  Горбачев, старичок Егор Гайдар,  дедушка Ельцин с карманником Чубайсом.  
Факт, что они вместе с их классом  (российским и глобальным) «обставили» в некой  «отдельной партии «советского  человека». Надо сделать разбор этой партии.
                Поскольку я  и сам «заинтересованная личность», я сам  «потомок» этой славной «династии», я  укажу ряд наших ошибок, замеченных мной:
  1. советские люди не имели четкого понимания классовой природы «советской элиты»,
  2. советские люди не обращали внимание, что классовая борьба может и проходит не только как «идеологическая», но и как «деидеологическая», то есть как множество проектов насаждающих массовые неврозы и психозы,
  3. советские люди не понимали, что центром коммунистического движения, коммунистического действия является  рождение, деятельность , развитие коммунистического человека,  личности, 
  4. социальные, гуманитарные науки в СССР существовали в рамках цензурных фильтров, цель которых была скрыть от общества классовую природу тенденций вырастающих в советской элите,
  5. всё ещё мы не понимаем, что до сих пор самым благоприятным полем для коммунистического действия является «советский народ» и  делать это должны настоящие поколения, так как будущим это будет сделать ещё даже сложнее  (коммунистический советский дух – это не набор хромосом,  это характер отношений,  деградация или как в конце прошлого века любили говорить «бразилизация» советского мира может обретать новые и  ещё более глубинные уровни разложения , и эта уникальная цивилизация будет терять  целые сектора своей культуры  и ослабится до такой степени, что сможет состояться разрушительное военное вторжение, которое готовилось  Соединенными Штатами сразу же после второй мировой войны.)   
                                                                                           17 авг. 2012, Екатеринбург, Козлов Андрей







Комментариев нет:

Отправить комментарий